1 АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», Москва, Россия, e-mail: nimcgerontologija@mail.ru
2ГВУЗ Университет менеджмента образования НАПН Украины, Киев, Украина, e-mail: drvib500@gmail.com
В статье показана структура, принципы построения и область применения вновь разработанной инновационной минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики при подготовке как специалистов медико-биологического профиля, так и граждан без профильного образования, способных оказать необходимую помощь людям пожилого возраста на месте. Обозначены основные положения эффективной системы передачи профильных актуальных знаний без структурного изменения первичного учебно-педагогического процесса. Раскрыты дидактические и технические приемы внедрения системы в практику. Показана социальная значимость проекта. Сделан вывод о том, что практическая реализация концепции минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики позволит в короткие сроки улучшить ситуацию в области передачи гериатрических знаний, подготовки кадров медико-биологического, педагогического профиля и привести ее в соответствие изменяющимся условиям социальной среды.
Ключевые слова: инновация, система актуализации знаний, социальная геронтология, герогогика.
NEW SYSTEM ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE IN THE FIELD OF SOCIAL GERONTOLOGY AND GEROGOGICS: GENERAL PROVISIONS
2University Education Management of NAPS of Ukraine, Kyiv, Ukraine, e-mail: drvib500@gmail.com
The article describes the structure, principles and field of application newly developed innovative minimodular system of updating knowledge in the field of social gerontology and gerogogics at training to professionals as medical and biological, pedagogical profile, as well as citizens without profile education that can provide the necessary assistance for the elderly on the spot. Outlines the key provisions of an effective system of transfer of relevant current knowledge without structural change in the primary educational and pedagogical process. Are disclosed teaching techniques and the introduction of the system in practice. Shows the social importance of the project. It is concluded that the practical implementation of the concept minimodular system of updating knowledge in the field of social gerontology and gerogogics will in a short time to improve the situation in the field of geriatric knowledge transfer, training specialist of medical and biological, pedagogical profile and bring it in line the changing conditions of social environment.
Keywords: innovation, system actualization of knowledge, social gerontology, gerogogics.
Введение.
Процесс старения населения Украины, России и других промышленноразвитых стран требует упреждающих мер в области образования как континуума граждан молодого и среднего возраста, так и специалистов медико-биологического профиля, сферы социальной защиты населения, юристов, психологов, педагогов. К сожалению, сегодня наблюдается существенный разрыв между требованиями динамично изменяющейся ситуации в социальной сфере и устоявшимися подходами в области образования. Актуальные вопросы помощи людям пожилого возраста не находят отражения в образовательных программах как средней, так и высшей профильной школы. Значительная часть высших медицинских учреждений Украины и России не имеет профильных кафедр и спецкурсов, педагогические институты и университеты не ведут подготовку специалистов в области социальной геронтологии и герогогики. В высшей школе практически нет дисциплин хоть как-то отражающих современные проблемы геронтологии, гериатрии, андрагогики и герогогики.
Проблема усугубляется тем, что одновременно с гармонизацией системы обучения в высшей школе с аналогичными системами стран Болонского процесса, наблюдается значительное сокращение лекционного времени на преподавание специальных дисциплин, увеличение объемов материала, предназначенного для самостоятельного изучения студентами. С одной стороны - это и есть, по-видимому, главное направление развития высшего профессионального образования, но, с другой стороны, - такие тенденции в образовательном процессе приводят к сверхсжатым лекционным курсам, в которые практически невозможно ввести новые разделы без того, чтобы не пострадал основной классический материал.
Следует отметить, что в научной и научно-педагогической среде разрабатываются методологические вопросы гериатрической помощи [6], андрагогики [2, 4, 11] и герогогики [9]. Однако до сих пор не предложен эффективный системный подход к передаче знаний в области этих наук, широкому внедрению профильного знания в программы обучения специалистов. Поэтому настоящая проблема актуальна.
Целью настоящего исследования стало обоснование концепции сквозной вертикальной минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики при подготовке как специалистов медико-биологического профиля, так и граждан без профильного образования, способных оказать необходимую помощь людям пожилого возраста на месте. Задачей исследования является разработка основных положений эффективной системы передачи профильных актуальных знаний без структурного изменения первичного учебно-педагогического процесса.
Результаты и их обсуждение.
Концепция минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики предполагает охват следующих звеньев (групп) образовательного процесса:
1. Молодые люди с неоконченным средним образованием.
2. Специалисты среднего звена - социальные работники, медицинские и фармацевтические работники со среднеспециальным образованием.
3. Студенты высших учебных заведений медицинских, фармацевтических, педагогических, юридических и психологических специальностей.
4. Специалисты с высшим образованием - врачи, фармацевты, педагоги, юристы, психологи.
Для первой целевой группы предполагается реализация системы через обучение школьников на уроках биологии и в программах внеклассной работы основам медико-социальной помощи пожилым людям, особенностям коммуникации с людьми пожилого возраста, обеспечения их специфических потребностей. В ближайшей перспективе школа может стать центром обучения основам социальной геронтологии и взрослого населения соответствующего микрорайона, тех людей, которые уже имеют родственников, друзей, сослуживцев или соседей нетрудоспособного возраста.
Для второй, третьей и четвертой групп предлагается реализация системы через структуры повышения квалификации и введение образовательных геронтологических минимодулей в стандартные профильные курсы естественнонаучных и специальных дисциплин высшей школы. При этом главными методами воплощения системы в практику станут методы дистанционного обучения, повышения квалификации с широким использованием возможностей глобальной сети Интернет, учебных сайтов, интерактивного общения через системы вебинаров и Skype, использование электронных учебников.
Сетевое дистанционное обучение может быть реализовано многими способами с применением различных технических решений [1, 8, 10], однако наиболее приемлемым вариантом, на наш взгляд, является реализация на основе облачной технологии распределенных вычислений, которая обеспечит повсеместный удобный сетевой доступ по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов. Наш выбор определяется масштабами и социальной значимостью разрабатываемого проекта, вычислительной эластичностью облачных технологий и их экономичностью в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Выбор технических средств реализации проекта никоим образом не должен стать главной задачей проета, поскольку его сердцем является дидактическое наполнение, психолого-педагогические приемы и методы передачи геронтологической информации. Тем более, что уже сегодня некоторые исследователи отмечают проблемы при реализации дистанционного обучения взрослых, выражающиеся в более низких показателях завершения курса и программы удержание обучаемого по сравнению с прямым очным обучением. Это связывают предположительно с тем, что студенты программ дистанционного обучения часто старше, имеют больше обязанностей, чем первично обучаемые молодые люди при очной форме обучения, либо с недостаточной эффективностью дистанционного обучения в некоторых сферах [7].
Суть реализации минимодульной системы актуализации знаний заключается в двух подходах:
1. Для первой и второй групп образовательного процесса - в разработке простых, понятных, доступных для ежедневной реализации схем:
1.1. выявления признаков неблагополучия и оказания первой доврачебной помощи при основных гериатрических синдромах;
1.2. оценки состояния и корректирующих мероприятий по созданию безопасной, безбарьерной и комфортной среды.
2. Для третьей и четвертой групп образовательного процесса - в создании общедоступной базы важнейших актуальных знаний в области социальной геронтологии и герогогики в виде коротких аннотаций (минимодулей), сопровождаемых наглядными иллюстрациями, ссылками на первоисточники и методическими рекомендациями по использованию в конкретных разделах действующих учебных программ подготовки специалистов соответствующего профиля (врачей, фармацевтов, педагогов, социальных работников, юристов). При этом следует понимать, что предлагаемый термин «система актуализации знаний» предполагает передачу не только классических понятий, представлений и принципов, но и создание постоянно обновляемой базы минимодулей, в которых будут отражены новейшие научно обоснованные представления о развитии и способах коррекции возрастассоциированных заболеваний, например таких, как хроническая сердечная недостаточность, ожирение и т.д. [3, 5].
Выводы.
Практическая реализация разработанной концепции минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики позволит в короткие сроки улучшить ситуацию в области передачи гериатрических знаний, подготовки кадров медико-биологического, педагогического профиля и привести ее в соответствие изменяющимся условиям социальной среды. Преподаватели средней, профессионально-технической и высшей школы получат доступный методический инструмент обогащения лекционных курсов современными знаниями, которые востребованы обществом.
Список литературы.
1. Олійник В. Варіативний навчально-методичний комплекс підвищення кваліфікації керівних кадрів ПТНЗ за дистанційною формою навчання [Професійно-технічний навчальний заклад] / В. Олійник, В. Гравіт, Л. Ляхоцька // Післядипломна освіта в Україні. – 2008. – № 2. – С. 28-33.
2. Основы андрагогики. Под ред. Колесниковой И. А. - М.: «Академия», 2003. - 240 с.
4. Професійний розвиток педагогічних працівників: практична андрагогіка: научно-методическое пособие / Под общ. ред. Пуцова В.И., Набоки Л.Я. – К.: Издательский дом «Букрек», 2007. – 228 с. - ISBN 978-966-399-067-5.
5. Прощаев К.И. Молекулярные основы развития и прогрессирования хронической сердечной недостаточности в пожилом и старческом возрасте / К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий, В.И. Бессарабов, Т.В. Павлова, Т.В. Кветная, О.А. Болховитина, Н.М. Позднякова // Молекулярная медицина. - 2012. - № 6. - С. 60-63.
6. Прощаев К.И. Основные гериатрические синдромы: (учебное пособие) / К. И. Прощаев, А.Н. Ильницкий, Н. И. Жернакова. - Белгород: Белгор. обл. тип., 2012. - 228 с. - ISBN 975-5-86295-257-5.
7. Carr S. As distance education comes of age, the challenge is keeping the students / S. Carr // Chronicle of Higher Education. - 2000. - Vol. 46, № 23. - P. A39-A41.
8. Kim P. Public online charter school students. choices, perceptions, and traits / P. Kim, F. H. Kim, A. Karimi // Am. Educ. Res. J.- 2012. - Vol. 49, №. 3. - P. 521-545.
9. Kouri K. K. A psycho-educational intervention focused on communication for caregivers of a family member in the early stage of Alzheimer’s disease: Results of an experimental study / K. K. Kouri, F. C. Ducharme, F. Giroux // Dementia. - 2011. - Vol. 10, №. 3. - P. 435-453.
10. Saba F. Critical issues in distance education: A report from the United States / F. Saba // Distance Education. - 2005. - Vol. 26, № 2. - P. 255-272.
6. Prashchayeu K.I., Ilnitski A.N., Zernakova N.I. Osnovnye geriatricheskie sindromy: (uchebnoe posobie) [The main geriatric syndromes (Tutorial)]. Belgorod, 2012, 228 p. ISBN 975-5-86295-257-5.
7. Carr S. Chronicle of Higher Education, 2000, Vol. 46, no. 23, pp. A39-A41.
8. Kim P., Kim F. H., Karimi A. Am. Educ. Res. J., 2012, Vol. 49, no. 3, pp. 521-545.
9. Kouri K. K., Ducharme F. C., Giroux F. Dementia, 2011, Vol. 10, no. 3, pp. 435-453.
10. Saba F. Distance Education, 2005, Vol. 26, no. 2, pp. 255-272.
11. Savicevic D. Studies in the Education of Adults, 1991, Vol. 23, no. 3, pp. 179-201.
Bibliography:
1. Olijnik V., Gravit V., Liahozka L. Pisljadiplomna osvita v Ukraini, 2008, no. 2, pp. 28-33.
2. Osnovi andragogiki [The Basics of andragogy]. Ed. Kolesnikova I.A. Мoscow, «Academija», 2003, 240 p.
3. Paltsev M.A., Kvetnoy I.M., Ilnitski A.N., Prashchayeu K.I., Kvetnaya T.V., Sovenko G.N., Bessarabov V.I. Molekuljarnaja medicina, 2013, no. 2, pp. 3-12.
4. Profesіjnij rozvitok pedagogіchnih pracіvnikіv: praktichna andragogіka: nauchno-metodicheskoe posobie [Professional development of teachers: practice andragogics: scientific methodological Handbook]. Ed. Putsova V.I., Naboka L.Y. Kyiv, Publishing house "Bukrek", 2007, 228 p. ISBN 978-966-399-067-5.
5. Prashchayeu K.I., Ilnitski A.N., Bessarabov V.I., Pavlova T.V., Kvetnaya T.V., Bolhovitina O.A., Pozdnyakova N.M. Molekuljarnaja medicina, 2012, no. 6, pp. 60-63.
6. Prashchayeu K.I., Ilnitski A.N., Zernakova N.I. Osnovnye geriatricheskie sindromy: (uchebnoe posobie) [The main geriatric syndromes (Tutorial)]. Belgorod, 2012, 228 p. ISBN 975-5-86295-257-5.
7. Carr S. Chronicle of Higher Education, 2000, Vol. 46, no. 23, pp. A39-A41.
8. Kim P., Kim F. H., Karimi A. Am. Educ. Res. J., 2012, Vol. 49, no. 3, pp. 521-545.
9. Kouri K. K., Ducharme F. C., Giroux F. Dementia, 2011, Vol. 10, no. 3, pp. 435-453.
10. Saba F. Distance Education, 2005, Vol. 26, no. 2, pp. 255-272.
11. Savicevic D. Studies in the Education of Adults, 1991, Vol. 23, no. 3, pp. 179-201.
Reference
Bessarabov V.I., Prashchayeu K.I., Ilnitski A.N. NEW SYSTEM ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE IN THE FIELD OF SOCIAL GERONTOLOGY AND GEROGOGICS: GENERAL PROVISIONS // ГЕРОНТОЛОГИЯ. – 2013. – № 1;
URL: gerontology.esrae.ru/en/1-12 (Date Access:
14.11.2024).