КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Бессарабов В.И.
ГВУЗ Университет менеджмента образования НАПН Украины, Киев, Украина, e-mail: drvib500@gmail.com
В статье рассматривается значениекомпетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) социальных работников - слушателей курсов повышения квалификации. Показано, что ИКТ-компетентность является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности. ИКТ-компетентность социального работника, как слушателя курсов повышения квалификации, необходимо развивать также для целей прямого практического использования в ежедневной образовательной работе с людьми пожилого возраста. Социальный работник должен обладать навыками не только самостоятельного получения, оценивания и создания новой информации, но и моделирования собственной профессиональной деятельности, решения задач ИКТ-образования подопечных. Сделан вывод, что программы курсов повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики должны включать элементы измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, обучения основам ИКТ и дидактики в области ИКТ.
COMPETENCE IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF LISTENERS OF COURSES OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL
Bessarabov V.I.
University Education Management of NAPS of Ukraine, Kyiv, Ukraine, e-mail: drvib500@gmail.com
The article discusses the importance of competence in the field of information and communication technologies ( ict) social workers - listeners of courses of improvement of professional skill. It is shown that ICT competence is the basis of successful completion of the course, the further self-development and effective professional activity. ICT competence of the social worker, as a listener training courses need to be developed for the purposes of direct practical use in daily educational work with the elderly. The social worker must possess the skills not only to obtain an independent, evaluation and creation of new information, but also modeling their own professional work, problem solving ICT education wards. It is concluded that the program training courses of social workers in the field of social gerontology and gerogogics should include elements of the measurement and evaluation of ICT competence of students , learning the basics of ICT and didactics in the field of ICT.
Keywords: information and communication technology, competence, social gerontology, gerogogics.
Введение.
Темпы старения населения промышленноразвитых стран заставляют говорить о существенном изменении демографической ситуации в последние 20 – 30 лет, значительном увеличении доли людей пожилого и старческого возраста в обществе. Причем общее повышение жизненного уровня населения, разработка новых высокоэффективных фармацевтических препаратов, технологий предупреждения преждевременного старения, повышение результативности лечения наиболее распространенных заболеваний привело не просто к увеличению продолжительности жизни. Сегодня возможно говорить об увеличении доли людей пожилого и старческого возраста, которые по-прежнему активны в социальном, когнитивном, физическом плане.
Структурный сдвиг человеческой популяции в сторону пожилого возраста заставляет органы государственного и местного управления активно развивать социальные службы. При этом огромное значение приобретает профессиональное образование специалистов, которые работают с людьми пожилого и старческого возраста [1].
Одномоментное изменение в уровне профессиональной подготовки таких специалистов в сторону высшего и среднего специального образования в области социальной геронтологии и герогогики невозможно по многим причинам, влючая масштабы проблемы. Поэтому основным способом разрешения сложившейся ситуации является разработка и внедрение новых курсов повышения квалификации активно работающих специалистов социальной и медицинской сферы.
Каждый такой курс должен отвечать требованиям динамично развивающихся педагогической и психологической наук, соответствовать уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образованиии, дистанционного обучения, как неотъемлемой основы системы открытого образования [2].
Одним из наиболее перспективных направлений модернизации среднего, высшего и последипломного специального образования является компетентностный подход, который по сути является определяющим в Болонском процессе. Постепенно компетентностный подход становится основой политики, проводимой государствами Европы в области образования [3]. Поэтому настоящая проблема актуальна.
Целью настоящего исследования стало обоснование значения компетентности в области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации как основы успешного освоения курса и эффективной профессиональной деятельности.
Материал и методы исследования: анализ литературных данных и результатов собственных исследований в области разработки и внедрения курсов повышения квалификации социальных работников.
Результаты и их обсуждение.
Программа каждого курса повышения квалификации должна основываться и проектироваться на принципах открытого образования. Применение в открытом образовании методов, средств и ресурсов глобального образовательного пространства предусматривает активное использование единого информационного пространства системы образования, как его подсистемы [4, 5].
Эффективная программма курса повышения квалификации вне зависимости от модели организации учебного процесса (очной, очно-дистанционной или дистанционной) в настоящее время объективно должна опираться на учебно-методический комплекс, значительная часть которого (либо весь комплекс полностью) представляет собой электронные учебные ресурсы. Активное внедрение технологий и методов дистанционного образования, электронной педагогики в процесс повышения квалификации специалиста позволяет насытить курс аудиовизуальными фрагментами, дать значительный объем дополнительных нормативных, учебно-методических материалов, организовать управляемую самостоятельную работу слушателей.
Причем самостоятельная работа слушателей объективно составляет основную часть учебного времени и ее доля может только увеличиваться в общем объеме времени курса. Такая закономерность обусловлена не только особенностями повышения квалификации специалистов, которые заняты на работе и не могут надолго оставлять свои рабочие места без ущерба для функционирования соответствующих подразделений социальной защиты населения. Курсы повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики следует рассматривать, на наш взгляд, как определенное продвижение каждого слушателя к саморазвитию и опережающему самообразованию в области указанных наук.
Таким образом эффективное освоение программы курса повышения квалификации, направленное на дальнейшее самообразование, должно основываться на эффективном использовании электронных образовательных ресурсов. В свою очередь электронные образовательные ресурсы не могут быть должным образом интегрированы в образовательный процесс без определенного уровня компетентности слушателей курсов в области ИКТ.
Следует различать понятия грамотности в области ИКТ и компетентности в области ИКТ. В первом случае мы говорим о совокупности общих знаний и представлений о персональном компьютере, минимально необходимом наборе программных средств и умений их использования в качестве конечного пользователя, общих представлений о сетевых ресурсах Интернет. Компетентность в области ИКТ предполагает не только ИКТ грамотность, но эффективное использование ИКТ в своей профессиональной деятельности, в повышении своей квалификации (самообразовании) как специалиста.
В научно-педагогической литературе активно ведется дискуссия о значении и формировании ИКТ-компетентности студента, учащегося, педагога в средней, высшей школе, однако трудно найти работы, посвященные ИКТ-компетентности социального работника, работающего с людьми пожилого и старческого возраста. И это при том, что ИКТ-компетентность социального работника, как слушателя курсов повышения квалификации, является не только необходимым условием успешного освоения программы, но и жизненной потребностью для ежедневной эффективной работы на своем рабочем месте. Ведь именно социальный работник зачастую является единственным связующим звеном между пожилым человеком и социумом, единственным человеком, который способен не только решить текущие проблемы жизнеобеспечения, создания безопасной среды обитания, но и научить пожилого человека элементарным приемам жизни в условиях цифрового (информационного) общества.
Старение в условиях информационного общества уже получило специальный термин, - digital ageing, - и обсуждается в специальной литературе. Значительное количество пожилых людей не владеют ИКТ, не знают об их возможностях по разным причинам, которые связаны с состоянием здоровья, уровнем доходов, низким уровнем образования, оторванностью от семьи, отсутствием социальных обучающих программ. По сути следует говорить о неоэйджизме, как очередном витке дискриминации пожилого человека по признаку освоения и доступа к ИКТ [1].
Безусловно, решение проблемы состоит в разработке и внедрении специальных обучающих программ в области ИКТ для людей пожилого возраста, финансируемых из местного и федерального бюджетов. Однако прямым источником минимальных ИКТ-знаний для пожилого человека должен стать, по нашему убеждению, социальный работник, с которым он регулярно общается. Соответственно, социальный работник должен обладать определенным уровнем ИКТ-компетентности, иметь минимально необходимые знания о дидактических приемах герогогики, самостоятельно решать задачи, направленные на обучение и развитие пожилых людей в области ИКТ, как полноценных и полноправных членов информационного общества.
Следовательно, ИКТ-компетентность социального работника, как слушателя курсов повышения квалификации, необходимо развивать не только для целей успешного освоения программы курса, дальнейшего профессионального самообразования, но и для целей прямого практического использования в ежедневной образовательной работе с людьми пожилого возраста. Социальный работник должен обладать навыками не только самостоятельного получения, оценивания и создания новой информации, но и моделирования собственной профессиональной деятельности, решения задач ИКТ-образования подопечных.
Следует интенсифицировать разработку новых дидактических пособий, электронных обучающих курсов в области социальной геронтологиии и герогогики с ориентацией на развитие в том числе ИКТ-компетентности социального работника, использовать новые приемы и подходы внедрения в образовательную практику электронных обучающих ресурсов. Одним из современных вариантов таких дидактических приемов может быть использование минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики [6].
Мы полагаем, что каждая вновь создаваемая программа повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики должна включать как обязательные (крайне желательные) следующие компоненты:
1. систему измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателя перед началом курса и после его окончания;
2. отдельные учебные модули (темы), посвященные изучению систем открытого образования, дистанционного обучения, ИКТ;
3. отдельные учебные модули (темы), посвященные дидактическим приемам герогогики и обучения людей пожилого возраста основам ИКТ.
Выводы.
Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий социальных работников, - слушателей курсов повышения квалификации, - является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности. Программы курсов повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики должны включать элементы измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, обучения основам ИКТ и дидактики в области ИКТ.
Список литературы.
1. Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
2. Биков В.Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: Монографія. – К.: Атіка, 2008. – 684 с.
3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–26.
4. Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, № 5. – URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA (дата обращения: 20.05.2013).
5. Биков В.Ю. Відкрита освіта і відкрите навчальне середовище / В.Ю. Биков // Теорія і практика управління соціальними системами. – 2008. - №2. – С. 116-123.
6. Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
1. Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
2. Биков В.Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: Монографія. – К.: Атіка, 2008. – 684 с.
3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–26.
4. Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, № 5. – URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA (дата обращения: 20.05.2013).
5. Биков В.Ю. Відкрита освіта і відкрите навчальне середовище / В.Ю. Биков // Теорія і практика управління соціальними системами. – 2008. - №2. – С. 116-123.
6. Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
Библиографическая ссылка
Бессарабов В. И. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // ГЕРОНТОЛОГИЯ. – 2013. – № 3;
URL: gerontology.esrae.ru/ru/3-28 (дата обращения:
21.11.2024).