ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К УЧЕБНЫМ РЕСУРСАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К УЧЕБНЫМ РЕСУРСАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ
1ГВУЗ Университет менеджмента образования НАПН Украины, г. Киев, Украина, e-mail: drvib500@gmail.com
2Киевский национальный университет технологий и дизайна, кафедра промышленной фармации, г. Киев, Украина, e-mail: baulapharma@gmail.com
В статье рассматривается значениеорганизации свободного доступа к учебным ресурсам электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) повышения квалификации работников фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии. В работе использован анализ собственного опыта разработки и внедрения ЭУМК повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, фармацевтических и медицинских работников, работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения в области геронтологии и гериатрии в рамках научно-исследовательского проекта открытого образования «Khmara». Показано, что стратегия создания ЭУМК повышения квалификации специалистов фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам обучающегося, должна обеспечивать современные технологические, дидактические, психолого-педагогические и организационно-методические уровни организации.
Ключевые слова: повышение квалификации, электронные учебно-методические комплексы, геронтология, фармацевтическая отрасль.
PROVIDING FREE ACCESS TO EDUCATIONAL RESOURCE FOR SPECIALISTS OF PHARMACEUTICAL INDUSTRY BY IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL IN THE FIELD OF GERONTOLOGY AND GERIATRICS
2Kyiv National University of Technologies and Design, Industrial Pharmacy Department, Kyiv, Ukraine, e-mail: baulapharma@gmail.com
The article discusses the importance of open access to educational resources of electronicmethodical teaching complexes (EMTK) of improvement of professional skill in the field of gerontology and geriatrics of the specialists of pharmaceutical industry. In this paper used in the analysis of their own experience in the development and implementation of training EMTK academic staff of universities, pharmaceutical and medical workers, employees of institutions of social protection and social services in the field of gerontology and geriatrics as part of a «Khmara’s» research project of open education. It is shown that the strategy of creating EMTK of improvement of professional skill of the specialists of pharmaceutical industry in the field of gerontology and geriatrics in terms of providing free access to educational resources for student should provide modern technological, didactic, psychological, pedagogical, organizational and methodological levels of the organization.
Keywords: improvement of professional skill, electronic methodical teaching complexes, gerontology, pharmaceutical industry.
Трансформация системы образования стран Европы в направлении открытого образования предусматривает развитие открытых учебных сред, обеспечивающих свободный доступ к учебным ресурсам [5, 7, 8]. Особую актуальность этот тренд приобретает в последипломном повышении квалификации (ПК) специалистов фармацевтической отрасли, в которой внедрение инноваций является жизненно необходимым для успешного динамического развития. Период полураспада компетентности специалиста в наукоемких областях знания уже сегодня составляет 18-24 месяца. Одновременно ускоряется процесс старения населения промышленно развитых стран, что выводит группу людей пожилого и старческого возраста в разряд одного из основных потребителей продукции отрасли. Такие процессы заставляют корректировать программы последипломного ПК, внедрять новые образовательные курсы в области геронтологии и гериатрии для работников фармацевтической отрасли.
В современных условиях опорой всякого курса, программы ПК, вне зависимости от формы обучения, является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). К сожалению значительная часть ЭУМК, созданных в последнее время в высших учебных заведениях, обеспечивает свободный доступ только на технологическом уровне организации. Поэтому актуальной является задача системного подхода к решению этой проблемы.
Целью нашего исследования является обоснование стратегии создания ЭУМК ПК работников фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам для обучающегося.
Материал и методы исследования.
В работе использованы анализ собственного опыта разработки и внедрения ЭУМК повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, фармацевтических и медицинских работников, работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения в области геронтологии и гериатрии в рамках научно-исследовательского проекта открытого образования «Khmara» [4], метод экспертного оценивания выявленных тенденций.
При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.
Результаты исследования.
Опыт теоретического обоснования и практического внедрения в учебный процесс ЭУМК в проекте открытого образования «Khmara» позволяет считать, что система организации свободного доступа к учебным ресурсам должна обеспечивать следующие взаимосвязанные уровни (Рис.1):
1. Технологический.
1.1. Возможность использования любого веб-браузера, любого устройства доступа к ЭУМК (в том числе мобильных устройств с соответствующей оптимизацией доступа).
1.2. Возможность использования всех широкораспространенных операционных систем и платформ.
1.3. Независимость доступа к ЭУМК от технических и финансовых возможностей учебной организации (доступ должен зависеть исключительно от пропускной способности канала соединения с сетью Интернет, доступного пользователю).
2. Дидактический.
2.1. Обеспечение подачи учебного материала с учетом особенностей восприятия информации в ЭУМК (в первую очередь, четкое структурирование и модульность).
2.2. Активное применение интерактивного обмена учебной информацией как между преподавателями и слушателями, так и в группах слушателей через блоги, форумы, социальные сети.
Рисунок 1. Стратегия организации свободного доступа к учебным ресурсам ЭУМК повышения квалификации работников фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии.
2.3. Обязательное использование технологии вебинара в режиме реального времени.
2.4. Интеграция аудиовизуальных фрагментов в учебный материал ЭУМК с целью повышения уровня когнитивной мотивированности слушателей [1].
3. Психолого-педагогический.
3.1. Учет особенностей восприятия информации в презентациях и на страницах ЭУМК с точки зрения места размещения, контраста, цвета и шрифтового наполнения.
3.2. Обеспечение интуитивно понятного входа в ЭУМК через единую точку доступа (сайт, логин, пароль) с использованием тройной цветной, буквенно-цифровой и пиктографической идентификации «своего» ЭУМК пользователем.
3.3. Обязательный учет основных принципов андрагогики при создании ЭУМК для обучения взрослых и герагогики - для обучения людей пожилого и старческого возраста [3, 6].
4. Организационно-методический.
4.1. Обеспечение возможности использования полученных в процессе обучения навыков работы с электронными образовательными ресурсами вне ЭУМК в реальной жизни, на производстве, для продолжения обучения в течение жизни.
4.2. Организация измерения, оценивания и повышения (в случае необходимости) уровня компетентности обучающегося в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [2].
Последнее хорошо иллюстрирует результат анкетирования слушателей курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии (12-балльная шкала самооценки уровня ИКТ-компетентности, где 1-4 балла соответствуют низкому уровню и 9-12 баллов - высокому уровню), которые обучались по очно-дистанционной форме обучения (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности.
Установлено, что уровень индивидуальной успешности повышения квалификации (ИУПКС), во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p <0,05).
Вывод.
Стратегия создания ЭУМК повышения квалификации специалистов фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам обучающегося, должна обеспечивать современные технологические, дидактические, психолого-педагогические и организационно-методические уровни организации.
Список литературы.
Бессарабов В.И. Использование современных технологий дистанционного обучения для повышения когнитивной мотивированности студентов медико-биологических специальностей вузов / В.И. Бессарабов, А.Л. Лапшин // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 4. – С.545-552.
Бессарабов В.И. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации / В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 3. – С.342-349.
Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
Бессарабов В.І. Універсальна система управління навчальними ресурсами науково-дослідного проекту відкритої освіти «Хмара» / В.І. Бессарабов // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2013. — Том 38, №6. — С. 162 — 169. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/936#.UvHxfLQVfw8.
Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, № 5. – Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA.
Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
Манако А. Ф. ИКТ в обучении: взгляд сквозь призму трансформаций / А. Ф. Манако, Е. М. Синица // Образовательные технологии и общество. — 2012. — Tом 15, № 3. — С. 392–413. — Режим доступа к публикации: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/html/6.htm.
Морзе Н.В. Формування навичок ефективної співпраці студентів під час використання вікі-порталу / Н.В. Морзе, Л.О. Ярченко-Троценко // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2014. — Том 40, №2. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1015#.VAXU1mPDV8E.
Manako A. F. Information Technologies and Society, 2012, Vol. 15, no. 3, P. 392–413. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/html/6.htm.
Morze N.V., Varchenko-Trotsenko L.O. Information Technologies and Learning Tools, 2014, Vol. 40, no. 2, URL:http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1015#.VAXU1mPDV8E.
Пристатейный список:
1. Бессарабов В.И. Использование современных технологий дистанционного обучения для повышения когнитивной мотивированности студентов медико-биологических специальностей вузов / В.И. Бессарабов, А.Л. Лапшин // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 4. – С.545-552.
2. Бессарабов В.И. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации / В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 3. – С.342-349.
3. Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
4. Бессарабов В.І. Універсальна система управління навчальними ресурсами науково-дослідного проекту відкритої освіти «Хмара» / В.І. Бессарабов // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2013. — Том 38, №6. — С. 162 — 169. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/936#.UvHxfLQVfw8.
5. Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, № 5. – Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA.
6. Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
7. Манако А. Ф. ИКТ в обучении: взгляд сквозь призму трансформаций / А. Ф. Манако, Е. М. Синица // Образовательные технологии и общество. — 2012. — Tом 15, № 3. — С. 392–413. — Режим доступа к публикации: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/html/6.htm.
8. Морзе Н.В. Формування навичок ефективної співпраці студентів під час використання вікі-порталу / Н.В. Морзе, Л.О. Ярченко-Троценко // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2014. — Том 40, №2. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1015#.VAXU1mPDV8E.
Библиографическая ссылка
Бессарабов В.И., Баула О.П., Строкань А.П., Курышко Г.Г., Пальчевская Т.А. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К УЧЕБНЫМ РЕСУРСАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ // ГЕРОНТОЛОГИЯ. – 2014. – № 1;
URL: gerontology.esrae.ru/ru/5-78 (дата обращения:
22.12.2024).